23:37 

В тихом омуте...

Снежная Ная
Буду ненавидеть, если смогу, а не смогу, буду любить против воли... (с)

НАЗВАНИЕ: келпи.
ИНЫЕ НАЗВАНИЯ: кельпи, килпы, нэки (Исландия), ниннир (Скандинавия) и прочие.
КЛАСС: нечисть оборотневая.
МЕСТО ОБИТАНИЯ: пресноводные реки и озера.
ВНЕШНОСТЬ: Оборотень, чаще всего принимающий облик пасущегося у воды коня.

В шотландской мифологии келпи - это водяной дух, обитающий во многих реках в озёрах. Стараются избегать морей и океанов. Это глубоководные подводные течения и потоки, принимающие вид лошади. Большей частью враждебны людям. Их так же часто считают духами мертвых, поэтому характер их весьма зловещий. Перед бурей многие слышат, как келпи воет.

Название "келпи" скорее всего родственно ирл. calpach, "бычок", "жеребёнок", другой вариант этимологии слова: вероятно, от "kelp" - морских водорослей, возможно, от гэльского cailpcach (яловичная кожа, яловка).



Келпи - это оборотень, способный превращаться в животных и в человека. Как правило, в образе человека келпи выглядит как молодой мужчина со всклокоченными волосами либо прекрасная девушка в зеленом платье наизнанку, сидящая на берегу и завлекающая путников. Узнать нечисть можно по мокрым с ракушками или водорослями волосам. Но гораздо чаще, чем человеческое, келпи принимает обличье лошади, чаще всего белой или черной масти. Его часто можно узнать по стекающей с гривы воде. Бывает, у него на лбу вырастают два длинных рога, и тогда он смахивает на помесь коня с быком. Иногда говорят, что у него светятся глаза, либо они полны слез, и взгляд его вызывает озноб или притягивает как магнит. Более причудливое описание келпи дано в Абердинском бестиарии: якобы грива его состоит из маленьких пламенных змей, вьющихся меж собой и изрыгающих огонь и серу. Следы водяных лошадок легко узнать, так как копыта у него поставлены задом наперед. Келпи способен растягиваться в длину на сколько угодно, а человек к его телу как будто прилипает.

Известно, что водяные кони мoгyт спариваться с обычными лошадьми, но рождающиеся при том жеребята не обладают магическими способностями. При переправе такие жеребята неизменно ложатся на мелководье.



Всем своим видом келпи как бы приглашает прохожего сесть на себя, а когда тот поддается на уловку - прыгает вместе с седоком в реку. И ни слезть с коня, ни позвать на помощь жерва не в силах. А порой, когда келпи чем-то рассержен, он разрывает свою жертву на куски и пожирает. Древние скотты называли эти создания водяными келпи, лошадьми, быками или просто духами, а матери испокон веку запрещали малышам играть близко от берега реки или озера: чудовище, или что там водится, может принять образ скачущей галопом лошади, схватить малыша, усадить себе на спину и затем с беспомощным маленьким всадником погрузиться в пучину.



Как ни странно, келпи можно даже приручить, успев быстро накинуть на него обыкновенную уздечку, но ничего хорошего это в дальнейшем, правда, не принесет.

Так, в одном историческом трактате есть упоминание о следующем случае:

Однажды правитель земли Морфии, Грэхам, взнуздал келпи и вынудил его таскать камни для строительства своего замка. Как только замок был построен, Грэхам снял уздечку, и измученный келпи тут же бросился в воду, но, остановившись посередине реки, обернулся и сказал:

Болит спина и ломит кости,
От таскания камней для лэрда Морфии.
Но лэрд Морфии не преуспеет,
Пока келпи жив!


Стоит ли говорить о том, что Грэхама всю его жизнь с тех пор преследовали несчастья и неудачи в любых его делах?



По Ирландской легенде Келпи отказался уйти в волшебную страну Тир-на-ног вместе с другими волшебными тварями и остался искать себе жену. Однако после неудачных попыток ухаживать за одной умной девушкой, его поймали и заставили работать, чтобы он научился состраданию. После того, как Келпи получил свой урок, ему предложили либо вернуться в Тир-на-ног к своим собратьям, либо стать человеком. Из любви к умной девушке он выбирает последнее и забывает о том, что когда-то был Келпи.

Наиболее излюбленные места келпи: Loch-na-Dorb, Loch Spynie и Loch Ness. Так, его часто ассоциируют с Лох-Несским чудовищем, якобы келпи превращается в морского ящера, либо это его истинное обличие.



Канцлер Ги - Песенка кэлпи
Текст песни

Коль случайно пришел ты на берег реки,
Лучше мимо скорей поспеши.
Каждый год, каждый год, чья-то смерть отдает
Мне тепло человечьей души.
Каждый год, каждый год, чья-то смерть отдает
Мне тепло человечьей души.

Впрочем сколько ни есть,
Любопытных не счесть,
Кто хотел бы увидеть меня.
Кто тогда не смирил знанья глупого пыл,
Тот не дожил до этого дня.
Кто тогда не смирил знанья глупого пыл,
Тот не дожил до этого дня.

Кто добраться хотел до сокровищ моих
На земле тех не видно давно
Кто был жаден и лих тот навеки затих,
Тот грызет каменистое дно
Кто был жаден и лих тот навеки затих,
Тот грызет каменистое дно

И не знаю я сам,что предскажет тебе
Шепот черной прозрачной воды.
Птиц не видно нигде, может в быстрой воде
Этой ночью окажешься ты...
Птиц не видно нигде, может в быстрой воде
Этой ночью окажешься ты...




РОДИЧИ КЕЛПИ.
Честно говоря, не будучи жителем Шотландии мне сложно разобраться являются ли некоторые из них родичами келпи или это иные названия этого существа.

ГЛАШТИН

Келпи с острова Мэн носит название глаштин (мэнск. glashtin). Другие названия: гластин, глэйштн. Слово glashtin считается происходящим из кельтского Old Irish: glais, glaise, glas, "ручей" или иногда даже "море". Эта нечисть описывается как гоблин, который часто выходит из воды и схож с брауни острова Мэн. Как и келпи, глэйштн появляется как лошадь - точнее, как серый жеребёнок. Его можно часто увидеть на берегах озер, причем исключительно ночью.

Добрые глаштины, подобно брауни, помогают людям в домашней работе. Но если глаштина обидеть, он становится невыносим - бьет и крушит все подряд, вытаптывает поля, может даже насиловать женщин. Поэтому перед тем как затевать какое-либо дело, следует попросить у глаштина разрешения.

В образе юноши он соблазняет молодых женщин, чтобы лишить их жизни путем утопления. В облике же кобылы является к юношам, унося их на своей спине и приводя к смерти. Глаштин в человеческом обличье намного симпатичнее большого и неуклюжего Фенодери - это был смуглый молодой красавец с ясными глазами и темными кудрями; но уши выдавали его - тонкие и чуткие, они были заострены, как уши коня.



Характерную историю о Гластине можно найти в "Волшебных сказках с острова Мэн" Доры Брум.

Это сказка о девочке Кирри Квейл, отец которой отправился в Дулиш на рынок продавать рыбу, а ее оставил одну в их домике на отшибе. Он велел ей запереть дверь и не открывать никому, пока он сам не вернется и не постучит тройным стуком.
Девочка была не из пугливых, но когда налетела сильная буря, а отец все не возвращался, она начала волноваться. Наконец, поздно ночью вдруг раздался тройной стук в дверь дома. Девочка бросилась открывать - на пороге стоял незнакомец, мокрый до нитки. Он говорил на непонятном языке, но девочка догадалась, что он просит разрешения обогреться у очага. Незнакомец не стал есть ничего из того, что девочка ему предложила, а лег у очага и заснул.
Свеча и лампа погасли, но девочка осторожно развела огонь в очаге, и увидела, что под темными кудрями незнакомца прячутся тонкие и острые лошадиные уши. Тотчас же она поняла, что ее гость - страшный Гластин, который в любой момент может превратиться в коня и утащить ее в море, где под водой он ее сожрет. Девочка сидела тихо, как мышь, что было нелегко, а ночь все тянулась и тянулась. Вдруг уголек треснул в очаге, и незнакомец проснулся. Он сел, вынул из кармана жемчужное ожерелье и принялся покачивать им перед глазами девочки, приглашая ее отправиться с ним. Она оттолкнула ожерелье, и тогда Гластин ухватил ее за платье. Она громко закричала, и от ее крика маленький петушок, сидевший на потолочной балке, проснулся и прокукарекал. Гластин бросился вон, и девочка услышала удаляющийся цокот конских копыт по камням.
Вскоре рассвело, Гластин не возвращался, а с рассветом буря улеглась, и девочка увидела на берегу своего отца, возвращающегося домой.



ШУПИЛТИ

Шупилти (шотл. Shoopiltee) - водяной дух обитающий на Шетлендских островах, который принимает образ маленькой лошади и соблазняет покататься, а затем топит в море. Вообще-то нельзя утверждать, что они жестоки или кровожадны, как их сородичи Келпи или Эх Ушге, по характеру он больше похож на Ноггла с Оркнейских островов. Однако у шупилти есть любимая шутка - прыгнуть вместе с человеком в воду и исчезнуть, оставляя незадачливо седока посреди озера. Также известно, что шупилти пьют кровь утопленников.
Однажды людям удалось поймать Шупилти и приковать к камню между двух лохов (озёр). Но конь бешено рвался на свободу и в конце-концов ему удалось освободиться. Свидетельством этого случая могут служить царапины от цепи на камне, к которому был прикован Шупилти.



ЭХ УШГЕ

Эх Ушге, Эшь-ушкье (шотл.-галльск. Each Uisgu, "водяной конь")- это водяной дух из мира фэйри в фольклоре германских и кельтских народов. От келпи он отличается тем, что водится в море и в лохах, тогда как келпи — только в проточной воде. Эх-ушге также, видимо, охотнее превращается. Самое обычное его обличье — стройный и прекрасный конь, который сам словно бы просится покатать человека, но если у того хватает ума оседлать его, эх-ушге стремглав несет его в воду, где и пожирает. От человека он оставляет только печень, которая всплывает на поверхность. Говорят, что кожа его клейкая, и человек не может отцепиться от нее. Иногда эх-ушге является в виде гигантской птицы.

В некоторых случаях Эшь-ушкье является к женщинам как инкуб, в образе импозантного мужчины, побуждающего к плотскому совокуплению, в процессе которого топит своих счастливых жертв. К достойному же мужчине из благородной семьи она является как суккуб, ведя по пути запятнанного знания к Смерти.



Дж.Ф.Кэмпбелл посвящает эх-ушге несколько страниц в "Популярных сказках Западной Шотландии". Если рассказывать об эх-ушге в обличье коня, то трудно выбрать одну из множества историй о нем. Повсюду рассказывают о нем сказку, изначально, возможно, служившую предостережением, о том, как эх-ушге уносит нескольких маленьких девочек. Один из вариантов повествует о маленьком лохане близ Эберфелди. Семь девочек и мальчик отправились прогуляться воскресным утром, и вдруг увидели, как возле озерца пасется хорошенький маленький пони. Одна из девочек забралась к нему на спину, затем другая, и все семь девочек оказались на пони. Мальчик же оказался глазастее, и он заметил, что спина пони становится все длиннее с каждой новой наездницей. Мальчик спрятался между высоких камней на берегу озера. Вдруг пони повернул голову и заметил его. "Ну-ка, маленький голодранец," — прорычал он, — "полезай ко мне на спину!" Мальчик не вылез из своего укрытия, и пони бросился за ним, а девочки на его спине визжали от страха, но не могли оторвать рук от шкуры пони. Пони долго гонялся за мальчиком между камней, но наконец устал и бросился в воду вместе со своей добычей. На следующее утро печенки семерых детей выбросило на берег волной.

В "Других сказках Западной Шотландии" МакКея рассказывается о том, как убили водяного коня. Жил да был в Раасее (Raasay) кузнец. У него было стадо, и его семья выпасала его сама. Однажды ночью его дочь не вернулась домой, а наутро ее сердце и легкие нашли на берегу лоха, в котором, как все знали, водился эх-ушге. Кузнец долго горевал и наконец решился уничтожить чудовище. Он поставил на берегу лоха кузню, и они с сыном стали ковать на ней большие железные крюки, раскалив их в огне докрасна. Они зажарили овцу, и запах жареного мяса поплыл над водой. Поднялся туман, и из озера выбрался водяной конь, похожий на косматого, безобразного жеребенка. Он набросился на овцу, и тогда кузнец и его сын напали на него со своими крюками и убили его. Но утром они не нашли на берегу ни костей, ни шкуры, а только кучу звездного света (Звездным светом в тех местах называется слизь, которая попадается порою на берегу — скорее всего, остатки выброшенных на берег медуз; но шотландцы считают, что это — все, что остается от упавшей звезды.). Так пришел конец Водяному Коню из Раасея.



КАБИЛ-УШТИ

Кабил-ушти (шотл. Cabil-Ushtey) - достаточно распространенный в народном фольклоре острова Мэн водяной дух. Это светло-розовая кобыла (иногда упоминается бледно-серая масть, иногда пегая), не причиняющая прямого вреда людям, как кэльпи, но уносящая детей из люлек в иной, лучший мир. Ее имя непосредственным образом связано с тайным титулом Иггр-кабил, которым величается Кобыла, выступающая по преданию Экваэлитов в паре с богом белого света.

Уолтер Гилл в "Мэнской тетради" приводит историю о кабилл-ушти, который некоторое краткое время водился в Керру-Клох на Черной Реке. Однажды жена некоего фермера обнаружила пропажу одного из своих телят — и никаких следов, кроме клочков шерсти; на следующий день фермер увидел, как чудовище вышло из реки, схватило одного из телят и разорвало его на части. Хозяева отогнали скотину от реки, но им пришлось перенести еще более тяжкую потерю, потому что через несколько дней их единственная дочь исчезла, и больше о ней не слыхали. Больше Кабил-Ушти не трогал их.



АГИСКИ

Агиски (шотл. aighisky) - еще одна разновидность водяных лошадей в Ирландии, живущих в море и способных передвигаться по водной поверхности. Их можно встретить почти в любом морском заливе. "Йейтс в "Ирландских волшебных и народных сказках" рассказывает нам, что агиски некогда были широко распространены, выходили из воды — особенно, похоже, в ноябре — и скакали по дюнам и по полям, и если людям удавалось согнать такого коня с поля, оседлать и взнуздать его, то он становился лучшим из коней. Но ездить на нем нужно было только по большой земле, потому что стоило ему только завидеть соленую воду, как он бросался стремглав к ней, унося с собой седока, завлекал его в море и там пожирал. Говорили также, что дикий агиски часто лакомится людским скотом."



НЪОГЛЬ

Ноггл, нъогль(шотл. Noggle, Nuggle, Nygel) или съопелтин – водяная лошадь в фольклоре Шетландских островов, в привычках которой заманивать на себя седоков и затаскивать их на себе в воду, а также останавливать мельничные колёса водяных мельниц и проделывать другие скверные шутки. Обычно считался лошадью пресных водоёмов.

Нъогль имеет много сходных черт с шотландским келпи. Как и у келпи, у нъогля всё не как у обычной лошади. Его копыта повёрнуты в другую сторону, его грива стоит торчком, волосы над копытами растёт не вниз, а вверх. Хвост нъогля — одна из самых примечательных черт этой лошади. Многие утверждают, что хвост у него кольцом и похож на "обод большого колеса". В других описаниях у нъогля, наоборот, ненормально длинный хвост, который вертится у него между ног или волочится за ним, и который нъогль может "закатывать" себе на спину .

В остальном нъогль выглядит как обычная, но крепкая и статная лошадь или шетландский пони, однако может попасться и в виде полудохлой, костлявой клячи. Цвет нъогля — серый, хотя некоторые источники утверждают, что гнедой.

Нъогль встречается людям ночью. Возможно, не потому что это ночное животное, и даже не только потому, что ночь — привычное время для разнообразной нечисти, а и потому, что нъогль обманывает людей, выдавая себя за обычную лошадь, а в виду своих необычных особенностей днём он этого сделать не может. На него просто никто не сядет. Чаще всего нъогль попадается уставшим путникам. Тем, естественно, хочется продолжить путь на спине неожиданно встретившейся лошадки. Тем более, что конь уже оседлан и взнуздан. Если человек сразу распознаёт нъогля, он может отогнать его, кинув в него горящую ветку.

Если же человек всё же садится на то, что кажется ему лошадью, то происходит следующее. Нъогль, начав идти медленно и слушаясь наездника, разгоняется всё быстрее пока не наберёт сумасшедшую скорость. В этот момент из его ноздрей вырывается голубое пламя, а из-под копыт летят искры. Нъогль несётся к ближайшему водоёму, чтобы с разбега вскочить туда и исчезнуть под седоком, который внезапно понимает, что тонет. Нъогль в это время появляется на дальнем берегу водоёма и убегает вдаль как ни в чём не бывало. Место в воде, куда прыгает нъогль, обычно светится голубоватым свечением.



Слезть с нъогля обычно невозможно. Как и келпи, он имеет такое свойство, что седок прилипает к нему и единственное, что помогает в таких случаях - это упоминание имя Господнего. В таком случае нъогль просто исчезнет из-под седока. Также поможет и называние его нъоглем. Эти лошади могут маскировать свою внешность и могут казаться спокойными и старыми лошадьми, дающими на себя забраться и не делающими попыток убежать, но после этого начинающие бежать как самая резвая лошадь на свете. Если нъогля назовут его собственным именем, то он, как и в вышеописанном случае, исчезнет. Видимо, от стыда. Как и многие сверхъестественные существа Британских островов, нъогли не любят железа. Ещё один из верных методов слезть с него и не очутиться в середине озера - это оцарапать его ножом.

Единственные существа, которые могли безопасно путешествовать на нъоглях, были финфолк, народ колдунов и оборотней. Одно из самых распространённых поверий относительно финфолк заключалось в том, что они исключительно быстро передвигаются по морю в своих лодках. Видимо, нъогли были нужны им для такого же быстрого передвижения по суше.

Ещё одной обычной шуткой нъогля было останавливание мельничного колеса водяных мельниц. Когда это происходило днём, то мельник часто говорил "Господь, да прибудь с нами, а пусть дьявол заберёт нъогля". Но ночью на мельнице не было никого, чтобы отпугнуть шаловливую нечисть, да и нет уверенности в том, что эта присказка помогала, так как иногда колесо застревало пока нъоглю не приносили в подношение мясо. Его оставляли в самой мельнице, возле неё или просто кидали в воду. У некоторых мельников было в обычае делать это не дожидаясь, пока колесо по непонятной причине остановится. Часто в отверстия в оси мельницы кидали нож или горящий факел или ветку - и огонь, и железо не принадлежат к тому, что нравится нъоглю.



ТАНГИ

Танги (Tangie) – разновидность ногла на Оркнейских островах. Название происходит от датского tang, что означает морские водоросли. Обычно его описывают, как лохматого пони с водорослями или ракушками в гриве. В лошадином обличие он, не лоснящийся, а покрытый грубой шерстью. Танги также может принимать форму русалки. По ночам он терроризирует одиноких путников, особенно молоденьких девушек на дорогах, проходящих рядом с лохами (пресными озерами или глубоководными морскими заливами, см. Лох Несс, Лох Ломонд). Он похищает их и пожирает под водой.

Танги играет важную роль в легенде о Черном Эрике с Шетлендских островов. Черный Эрик, ворующий овец, ездил верхом на танги. Он даровал своему хозяину сверхъестественную помощь, когда тот устраивал налеты на близлежащие фермы. В последней битве с фермером Сэнди Бримером, Черный Эрик погиб, сорвавшись с утеса в море. После его смерти танги продолжил терроризировать жителей, особенно молодых женщин, которых он хотел похитить.



На Оркнейских островах так же верили, что танги может являться виде морского фейри троу, похожего на тролля, который жил в прибрежных водах. Его лицо похоже на морду обезьяны, тело тощее, конечности непропорционально большие с крючковатыми пальцами.

Иногда считалось, что нъогль и танги - это два имени для одного и того же существа, одно из которых предпочитает море, а второе пресную воду. Отличие танги в том, что как и многие существа моря в фольклоре островов, его отношения с людьми носят более интимный характер. Танги может превращаться в человека и соблазнять земных женщин. В облике коня обычно он темнее, чем нъогль. Схожесть нъогля и танги проявляется ещё и в том, что на северных Шетландских островах нъогля называют съопелтин, что значит "морской мальчик".

Как на многих существах фольклора Шетлендских островов , в образе нъогля отразились следы и шотландского и скандинавского фольклора. По внешнему виду, поведению и самому распространённому типу историй нъогль напоминает шотландского келпи, глейштина в фольклоре острова Мэн, однако имя его, скорее всего, германского происхождения и сходно с водяными существами Скандинавии (как нокке, нек, которые тоже могут иметь форму лошади) и Германии, такими как никсы.



Источники информации: Дневник одной норны и ее лошади, статья "Келпи - водяной дух из кельтской мифологии", КоНиКиRu "Демонические лошади Шотландии", Глаштин (гластин, глэйштн), Бестиарий.


Еще немного о келпи:

1. Келпи можно повстречать в аниме "Граф и фейри". Непоследний представитель Неблагого двора, он предпочитает пребывать в человеческом облике, иногда оборачиваясь вороной лошадкой, способной скакать по воде как по суху. Очарован человеческой девушкой Лидией настолько, что готов защищать ее даже зная, что выбирая между Келпи и графом Эдгаром, она выбрала последнего.


А это песня, написанная по данному аниме.

Альвар - Серенада Келпи
Текст песни

В Шотландии небо самое синее,
Зеленые холмы и чистая вода.
И рыжие девушки, самые красивые.
Жаль только, что упрямые, но это не беда.
Ты не забывай, когда тебе несладко –
Просто выйди вечером к старому пруду.
Только позови черную лошадку…
А впрочем, не зови. Я и сам приду.

Шаг, скок.
По камню цок-цок.
Стучат копыта водяной лошадки.
Не тронь –
Опасен черный конь.
Клыков оскал не проворонь!

Я в Неблагом Дворе боец не из последних.
Но ты меня прогонишь, оставаясь с ним!
Ах да, ведь он же граф! А ты – о боже! – леди.
А чувства у людей обманчивы, как дым.
Что толку от него – в любви, погоне, в драке?!
Он лжет наверняка, о чувствах говоря!
И... разве он тебя не заставляет плакать?
А ты ему прощаешь.
Влюбилась?
Ну и зря!

Шаг, скок.
По камню цок-цок.
Стучат копыта водяной лошадки.
Не тронь –
Опасен черный конь.
Клыков оскал не проворонь!




2. В книге Ольги Громыко "Верные враги" кельпи - питомцы водяного, которых тот иногда выпусает на сушу порезвиться и пополнить его свиту новыми утопленниками. Под водой они - глубинные течения, на суше принимают облик прекрасных серебристо-серых лошадок. На троице кельпи из реки Скакуньи путешествовали некоторое время оборониха Шелена и маг Верес с компанией. Пока лед сковывал воду, лошади вели себя послушно, но стоило им почуять открытую воду - и они перестали повиноваться.


3. В романе Галины Курдюмовой "Неневеста Кащеева" героине романа иногда помогает водяная лошадка по имени Люсьен с нетипичным для келпи рыжим окрасом.


4. Лошади. Водяные духи из шотландской мифологии или незаменимые помощники в хозяйстве на протяжении веков. Они и духи, и помощники. Масштабная скульптура под названием «Келпи» («The Kelpies») посвящена именно им, прекрасным лошадям. Её автор – шотландец Энди Скотт (Andy Scott). Строительство этой впечатляющей скульптуры завершилось в конце 2013 года в огромном парке между шотландскими городами Фолкерк и Гранджемут, Великобритания.


Источник информации:
АрхиНовости.

5. Лошадь по имени Кэльпи принадлежала девушке Цири в фэнтезийном цикле Анджея Сапковского "Ведьмак". Так её называли из-за неслыханной красоты, силы и выносливости.


6. Так же это создание появляется во второй части сказочной трилогии Юлии Вознесенской "Юлианна, или опасные игры", где Кельпи дана роль стража школы ведьм. Здесь "водяная лошадка" охотится на кроликов и пожирает людей, пытавшихся так или иначе пройти мимо нее.

@настроение: Весенний дождь

@темы: аниме и манга, арт, бестиарий, книги, лошади, песенник

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник мечтающей волчицы

главная