22:07 

В когтях ветра

Снежная Ная
Буду ненавидеть, если смогу, а не смогу, буду любить против воли... (с)

НАЗВАНИЕ: грифон.
ИНЫЕ НАЗВАНИЯ: гриф, гриффин.
КЛАСС: жить.
МЕСТО ОБИТАНИЯ: горы.
ВНЕШНОСТЬ: Полуорел, полулев.

"Грифон представляет собой млекопитающее о четырех ногах с крыльями. Эта разновидность диких животных зародилась где-то в северных широтах либо в горах. Телом грифон похож на льва, а крыльями и головой - на орла. С исключительной неприязнью относится к лошадям. Может грифон расправиться и с человеком, коль скоро их дорогам будет суждено пересечься". Такое описание одного из самых загадочных вымышленных животных можно найти в средневековых бестиариях.

Грифоны - противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.



Сам облик грифона и его нрав в разных культурах представлялся неодинаково. Чаще всего задняя часть туловища у него львиная, хотя могли быть и другие варианты: пантера, собака. Хвост был похож на драконий или змеиный. Передняя часть туловища — птичья, но иногда на голове грифона можно было заметить уши (что, по-видимому, должно было свидетельствовать об отменном слухе животного). В ряде случаев клюв грифона украшали мелкие, но очень острые зубы. На голове грифона обычно красовались небольшие рога или хохолок. Шею украшал ряд шипов или пышная грива.

Из-за существенных различий во внешности каждого грифона этих существ даже пытались классифицировать. Средневековый немецкий ученый Х.Принц разделил их на три вида: грифон-птица, грифон-змея и грифон-лев. Но другие авторы того времени оспаривали такое разделение, ведь последние два экземпляра обычно изображались с телом, покрытым чешуйками, а значит, являлись родственниками драконов. Считалось, что только грифона-птицу можно отнести собственно к грифонам.

Нрав грифонов тоже был различен (в зависимости от конкретной культуры и мифологии). В целом, грифон представлял собой гордого, храброго и свободолюбивого зверя, не признающего чьего-либо господства. Все эти качества сделали его едва ли не лучшим стражем, в качестве которого он и выступал во многих легендах и мифах (например, греки считали грифонов стражами золота гипербореев).



Грифон всегда олицетворял силу, ярость и беспощадность. Это великолепный страж, способный мстить до конца своих дней. Все эти качества объясняют, почему грифон так популярен в геральдике, он всегда ассоциировался у людей с властителями неба и земли. Появившись на царских печатях в древности, грифон успешно перекочевал в геральдику, будучи изображен на многих гербах. Один же из самых ранних геральдических грифонов появился на щите Ричарда де Риверса, графа Экзетерского в 1167 году.

В геральдике грифон символизирует Солнце, золотящийся свет рассвета, а также объединение свойств орла и льва, бдительность и отвагу, небо и землю. Как хранитель сокровищ, он означает бдительность и возмездие. На Востоке грифон разделяет с драконом символику мудрости и просвещения. В Древней Греции как солярное животное он посвящался Аполлону; как олицетворение мудрости - Афине; как символ возмездия - Немезиде. В христианстве грифон означает зло, уносящего души Дьявола, а также тех, кто преследовал христиан. Позднее, согласно Данте, он стал символизировать две природы Христа и роль Папы как духовного и светского владыки.

Слово “грифон” (или “гриффин”, как еще иногда называют этого зверя) происходит от греческого grops (латинское gryphos). Вполне вероятно, что это слово происходило от другого греческого термина — grupos, что значит “изогнутый”, “кривой”. Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть “фантастическое крылатое существо”, или еврейского kerub, “крылатый ангел”.



Впервые объявившись в Древней Ассирии, грифон вскоре стал известен от Гималаев и Китая на Востоке до побережья Ирландии на Западе. Самое древнее из известных сегодня изображений грифона обнаружено возле города Шуша (на территории современного Ирана). Этот зверь был запечатлен на печати, сделанной около 3000 года до н.э.

Грифоны были издавна известны и в Египте. Во времена Пятой династии сам фараон изображался в виде грифона, повергающего наземь врага (это символизировало мощь правителя). Египетское влияние прослеживается в минойской культуре, которая наделяла грифона качествами великолепного воина.
Задолго до появления первых письменных упоминаниях о грифоне он изображался на изделиях из слоновой кости, камня, бронзы, шелка (например, на монетах из Абдеры, с острова Телос). Его можно было встретить везде: начиная от ваз во дворцах и заканчивая мозаикой в усыпальницах (наиболее характерный пример — рельеф во дворце царя Капара Гудзана, 870 год до н.э.)

На территории Греции грифоны встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (17-16 века до нашей эры), а затем в Спарте (8-7 века до нашей эры). Греки ассоциировали их, прежде всего, с богами: Дионисом, Немезидой и Аполлоном. Последний нередко изображался верхом на грифоне или же едущим в колеснице, запряженной грифонами.

В средние века грифона часто можно было увидеть на гербах, стенах соборов, на страницах манускриптов. В наши дни этот зверь оживает на страницах книг и пленках кино.



Первое письменное упоминание о грифоне принадлежит древнегреческому автору Аристею из Проконнеса, жившему в 7 веке до н.э. Он описал свое путешествие вглубь Центральной Азии, куда писатель отправился в поисках сказочного народа гиперборейцев и святилища Аполлона (почитавшегося ими как повелитель света и тьмы). В своих странствиях Аристей встретил племя иммедонийцев, которые сообщили ему, что к северу от их владений находится горная цепь, где текут золотоносные реки, а обитающие там одноглазые люди — аримаспы — то и дело похищают сокровища у быстрых и злобных монстров, стерегущих его. Неизвестно, как называли этих монстров сами иммедонийцы, но Аристей именует их грифонами, ведь к тому времени в Греции уже сложились некоторые легенды об этих животных.

Геродот (5 век до нашей эры) в своей “Истории” описывает чудовищ с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов месторождения золота.

Эсхил называет грифонов “птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают”. Более поздние исследователи полагались в дальнейшем именно на этих авторов, считая их очевидцами того, о чем они писали.
Правда, чем больше проходило времени, тем сведения о грифонах становились все более запутанными и противоречивыми. Сам Аристей несказанно бы удивился, узнай он, что люди средневековья верили в существование грифонов во многом благодаря его сочинениям. Ведь Аристей никогда не утверждал, будто видел грифона воочию. Но, как бы то ни было, этот зверь продолжал появляться в средневековых бестиариях вместе с другими, как реальными, так и вымышленными животными.

Знаменитый итальянский путешественник Марко Поло (1254-1324), совершивший в 13 веке свой грандиозный поход через Центральную Азию в Китай, предпринял попытку отыскать реальные подтверждения существованию грифонов. Он пытался найти их на Мадагаскаре, услышав о птицах, “по строению своего тела напоминающих орла колоссального размера”. Поло действительно отыскал их, но они не имели ничего общего с грифоном, ведь путешественник отлично представлял себе, как должен выглядеть “настоящий грифон”.



Согласно средневековым представлениям о мире, существование различных сказочных существ считалось фактом, не подлежащим обсуждению. Различным частям их тел приписывались чудодейственные свойства. Грифон не стал исключением. По преданию, если из его когтя сделать кубок, то он тут же поменяет цвет, когда в нем будет находиться яд. Получить такой коготь было, конечно же, непросто — он доставался человеку в качестве награды, если тот излечивал грифона от тяжкой хвори. Правда, история умалчивает о том, что случилось с теми, кому все же не удавалось вылечить этого зверя. В средние века было известно несколько таких кубков, хотя на поверку все они оказались сделаны из рогов вполне обычных животных.

Утверждали, что слепые прозревают, если поводить пером грифона по их глазам. А в нескольких ранних германских книгах по медицине упоминается, что если грифон положит голову на грудь женщине, страдающей бесплодием, она излечится от своего недуга.

В 17 веке появилось несколько объемистых трудов, в которых авторы попытались разобраться, где же кончается правда и начинается вымысел в бесчисленных описаниях невероятных существ. И уже в 1646 году сэр Томас Браун заявил, что грифон представляет собой не что иное, как сугубо символичное существо. Это можно считать закатом эпохи грифонов — очень скоро они окончательно “покинули” реальный мир, перейдя в сферу искусства и поэзии.



По мнению ученых, единственной птицей, более или менее соответствующей древним описаниям грифона, является бородач-ягнятник. Живет она в горах Южной Европы, Центральной Азии и некоторых районах Африки. У этой крупной птицы на подбородке хохолок из длинных жестких волос; столь же жесткая щетина скрывает ее ноздри. В верхней части туловища у бородача черно-серая — или рыжевато-коричневая светлого оттенка — окраска. Белая “шапочка” окаймлена черным. Длина птицы — чуть больше метра, а размах крыльев — около трех метров. Свое название бородач-ягнятник получил из-за рассказов о том, как это существо поднимало в воздух и уносило ягнят и даже маленьких детей, но зоологи утверждают, что реальных фактов, подтверждающих эти слухи, нет.



Художники, работающие в жанре фэнтези, нередко обращаются к образу грифона. Ну, а те, кто хочет не просто посмотреть на грифона, но и почувствовать себя в его шкуре (или сидящим верхом, точнее, в перьях), могут поиграть в компьютерные игры, где грифон встречается не менее часто, чем единорог. Достаточно вспомнить стратегию “World of Warcraft” и известнейшую серию “Героев” (“Heroes of Might and Magic”).

В фантастической литературе грифоны появляются достаточно редко. Например — в саге “DragonLance” М. Уэйс и Т. Хикмэна. Там эти животные представлены упрямыми и своенравными, но все же подчиняющимися своим хозяевам. Также они присутствуют в романах Андрэ Нортон, Пирса Энтони и Клиффорда Саймака. Встречаются грифоны и в произведениях для детей: “Алисе в стране чудес” Льюиса Кэрролла и “Грифоне и младшем канонике” Фрэнка Стоктона.



Источники информации: Бестиарий. Грифоны

Грифоны в книгах, фильмах и т.п. из моего личного опыта.

1. Роджер Желязны "Хроники Амбера".
Грифон Виксер является стражем Янтарного пути. Выглядит он как пурпурный чешйчатый зверь с телом и головой орла, бледно-голубыми глазами, перепончатыми крыльями и змеиным хвостом.

2. В книгах Клайва Стэйплза Льюиса "Хроники Нарнии" грифоны являются одними из обитателей волшебной станы Нарнии.


3. В фильме "Спайдервик: Хроники" грифон Байрон прилетел на зов Саймона, Мэлори и Джареда, чтобы доставить тех в страну фей.


4. Ольга Громыко "Белорсике хроники".
Грифон только упоминается, причем предстает лишь в облике чучела из музея нежитеведения, пусть и оживленного магией.


5. Людмила Астахова, Горшкова Яна "НЧЧК".
Мать Нолвэндэ, главной героини книги, является гвардии капитаном Отдельного Драконобойного Грифоньего полка ВВС Ее Владычества, известной грифонолетчицей и заводчицей этих животных. Упоминаются такие грифоньи имена как Глау и Бедоносец. Сама же Нолвэндэ предпочитает общество милого плюшевого грифончика Мурзика, чем этих крылатых кошек.

6. В серии игр "Ведьмак" грифон - одно из чудовищ, являющихся предметом охоты для ведьмаков.


7. Елена Кароль "Зазеркалье для Евы".
Белоснежный грифон с добрыми голубыми глазами по имени Везунчик достался в подарок дочери главной героини книги Лесе в подарок от демонического дедушки. В мире демонов Каравия грифоны являются популярными ездовыми животными.


8. Вонсович Бронислава, Лукьянова Тина "Я ненавижу магические академии" и "Меня любят в магической академии".
В данной дилогии грифоны являются популярным и престижным средством передвижения, также без грифонов невозможна такая специфическая игра как гриффич.

Имена грифонов:
Майзи
(Мазерати Габриэлла Джина) - любимица главной героини Лисандры Берлисенсис, легкая и верткая, на которой она успешно участвовала в гриффиче.
Ферри (Феррари) - антрацитово-черный красавец, мощный и быстрый, питомец декана факультета Земли Тарниэля Кудзимоси.
Джина (Ламборджини) - питомица аспиратки Фелан, сестры Тарниэля.
Беня (Бентли) - питомец Фабиана Чиллага, студента-воздушника. Весьма успешный участник гриффича.


9. В мультфильме "Барби и волшебство пегаса" главный злодей летал верхом на грифоне.

@темы: фентези, бестиарий, арт

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Дневник мечтающей волчицы

главная